Главная » Статьи » Электровозы |
ЧС8
![]() Электровоз ЧС8 — чехословацкий пассажирский электровоз переменного тока, тип 8. История С целью увеличения количества вагонов в пассажирских поездах создавались восьмиосные пассажирские электровозы постоянного и переменного тока. В начале 1983 года завод Шкода изготовил первый опытный восьмиосный пассажирский электровоз переменного тока ЧС8-001 (заводская серия 81E0). В том же году был выпущен второй опытный локомотив — ЧС8-002. Они имели множество отличий от серийных машин - в частности, на пультах машиниста для указания позиций переключателя ступеней были установлены по два сельсина со стрелками (как на электровозах ЧС4 и ЧС4Т), на серийных электровозах заменённые на электронные светодиодные указатели. Испытания ЧС8-002 проводились в СССР, а ЧС8-001 — в Чехословакии (книга В. А. Ракова об этом содержит неправильные сведения). После испытаний оба локомотива были направлены в депо Киев (точнее, оба электровоза прибыли в депо Киев, а оттуда направлялись на испытания и выставки). В 1987 году были построены еще 30 электровозов ЧС8 (заводская серия 81Е1), а в 1989 году — последние 50 (81Е2). ЧС8 первых (до 30-х номеров) и последних выпусков (с 70-х номеров по последний электровоз №82) направлялись в депо Киев, средних выпусков (с 40-х по 70-е номера) в депо Тимашевская Северо-Кавказской ЖД. Электровозы 81Е0 позже были переоборудованы в 81Е2. ЧС8-001 пережил пожар, но был восстановлен и работает в ТЧ Киев-Пассажирский и поныне. Несколько электровозов были разбиты (номера 022, 031), и часть их пришлось списать из-за деформации рамы. Конструкция Механическая часть нового электровоза выполнена по типу электровозов постоянного тока ЧС7. Однако был внесён и ряд изменений: уменьшена на 250 мм колёсная база тележек за счёт более компактных тяговых двигателей, применены редукторы с передаточным числом, как на электровозе ЧС4Т. В кабинах установлены кондиционеры. Электровоз двухсекционный. На каждой секции установлен трансформатор SL-66/3749/54 с масляным охлаждением, масляный радиатор и обдувающий его мотор-вентилятор установлены непосредственно на боковой части бака трансформатора, как и на электровозе ЧС4Т. Переключатель ступеней (ПС), ведущий регулирование напряжения на тяговых двигателях путём переключения выводов первичной обмотки трансформатора, имеет 32 ступени - по числу отпаек первичной обмотки. Привод ПС - стандартный четырёхцилиндровый пневмодвигатель системы Шкода. От трансформатора через две выпрямительные установки получают питание тяговые электродвигатели (по два параллельно включенных ТЭД на каждую установку), каждая выпрямительная установка собрана всего из 24 высококлассных диодов, в отличие от 512 вентилей в выпрямительной установке электровоза ЧС4Т. Всего на электровозе установлены восемь ТЭД AL-4442NP, схожих с электродвигателями электровозов ЧС4Т. Упомянутая компактность тяговых двигателей достигнута за счёт номинального напряжения 900 В, в отличие от 1500 В для двигателей электровоза ЧС7. На каждой секции установлены главный выключатель и токоприёмник, один мотор-компрессор K3-Lok2 и три мотор-вентилятора - первый и второй охлаждают по одной половине электровоза (под половиной электровоза понимается одна выпрямительная установка и питающиеся от неё сглаживающий реактор и тяговые двигатели), третий - тяговый трансформатор. Двигатели компрессора и вентиляторов питаются напряжением 440 В от тиристорного выпрямителя, управляемого блоком "Унипульс". Вентиляторы для экономии ресурса электроэнергии при малой нагрузке охлаждаемого оборудования работают на напряжении 110 или 220 В. Контроллер машиниста стандартный типа 21KR Эксплуатация В начале эксплуатации с ЧС8, как и с любым локомотивом, были проблемы. Не очень надёжно работали электронные блоки (впоследствии, например, на блок "Унипульс", управляющий вспомогательными машинами и реостатным тормозом, установили вентиляторы охлаждения, вследствие чего надёжность значительно повысилась), также нередко происходили пожары из-за большей "форсировки" оборудования. Из фактов эксплуатации того времени в статье Вадима Соболева [1] сделаны неправильные выводы, о чём в настоящее время говорят эксплуатирующие электровоз люди, в том числе бывший машинист, запускавший ЧС8-001 и ЧС8-002 в депо Киев-Пассажирский. В настоящее время электровозы работают надёжно, многие локомотивные бригады любят их больше, чем более простые и экономичные (из-за наличия только одного тягового трансформатора) электровозы ЧС4. |
Всего комментариев: 0 | |